Привожу хороший пример описания графика (writing task 1) студентом. С Владом мы готовимся к IELTS, занимаемся всего месяц, но довольно интенсивно — по три часа в неделю, и успехи уже очевидны.
Итак, на первое письменное задание, описание графика, у вас есть всего 20 минут. Размышлять и растекаться мыслью по древу будет просто некогда. Поэтому необходимо понимать, что от вас хотят, какая должна быть структура, какую использовать лексику и грамматические конструкции.
В данном случае мы имеем дело с типом графика Bar chart, в котором сравнивается количество учителей мужского и женского пола в разных типах учебных заведений в UK в 2010 году.
Задание на описание графика на английском
WRITING TASK 1
The chart shows the percentage of male and female teachers in six different types of educational setting in the UK in 2010.
Summarize the information by selecting and reporting the main features, and make comparisons where relevant.
Write at least 150 words.
Текст студента
The bar chart below represents distribution of male and female teachers across six different types of educational setting in the UK in 2010.
In three out of six settings, females outnumbered males. Female pedagogues made up a significantly large proportion in educational facilities for younger groups of students: nursery, primary school and secondary school. The gender gap was particularly large in pre-school and primary school, where there were nine times as many female teachers as male teachers.
College is the only educational setting where there were as many female pedagogues as male
pedagogues (approximately 50 percent). + Private training institutes and universities are the only types of facilities where men educators prevail (55 and 70 percent respectively).
All in all, this bar chart shows that as the complexity of education increases, the ratio of teachers shifts towards men, however, educational settings such as nursery and primary school are female dominated.
Разбираем и оцениваем текст студента
Давайте разберем, что в данном описании удачно, а что можно поправить.
Первое предложение в Writing 1 и Writing 2, Introduction, всегда должно содержать перефраз задания. Влад заменил глагол show на represent, percentage (процентное соотношение) на distribution (распределение), указал страну и год. Educational setting можно было бы заменить на educational institution или facility.
Bar chart – это всегда сравнение нескольких типов данных и динамики их изменений. Нужно потратить минуту-две, чтобы оценить, что именно сравнивается и есть ли какие-то закономерности, можно ли сгруппировать какие-то данные.
Проанализировав данный график, мы видим, что в учебных заведениях для маленьких детей (pre-school и primary school) работали, в основном, женщины. Их количество в pre-school превышало количество мужчин в 24 раза (96% женщин разделить на 4% мужчин), а в primary school примерно в 8 раз (92% и 8%). У студента написано, что количество женщин и мужчин отличается в 9 раз, что является ошибкой, за которую cнизится бал по критерию Task Achievement. Увы, при описании данных мы не можем позволить себе промахнуться настолько серьезно, поэтому вспоминаем школу и считаем.
Далее мы видим, что в колледже работало одинаковое количество мужчин и женщин, а в высших учебных заведениях мужчин работало значительно больше, что правильно отражено в описании с точным указанием соотношения учителей мужского и женского пола. Эту информацию студент обоснованно выделил в отдельный абзац.
В последнем абзаце делается вывод, что для writing 1 не является обязательным требованием. Вместо вывода мы можем написать overview statement, обобщающее предложение, которое пожет идти после первого вступительного предложения.
Таким образом, по критерию Task Achievement студент может рассчитывать на Band 8, так как – все требования, указанные в задании выполнены в достаточной степени: данные описаны, основные характеристики выделены, примеры с указанием точных данных даны (The response covers all the requirements of the task appropriately, relevantly and sufficiently. Key features are skilfully selected, and clearly presented, highlighted and illustrated).
По критерию Coherence & Cohesion студент может рассчитывать на Band 9, так как описание выстроено очень логично и в правильной последовательности. (The message can be followed effortlessly. Any lapses in coherence or cohesion are minimal). Разделение на параграфы тоже вполне оправдано: в одном параграфе описаны учебные заведение, где больщинство преподавателей – женщины, а во втором те заведения, где больше преподавателей мужчин, либо их количество равно. (Paragraphing is skilfully managed.)
Теперь обратим внимание на лексику и грамматику. Во-первых, нужно помнить, что с исчисляемыми существительными мы используем слово number, когда говорим о количестве студентов, людей, учеников (number of teachers), а с неисчисляемыми мы используем слово amount (amount of money).
При описании любых графиков с данными нам помогут такие слова:
Make up – составлять.
Female teachers made up a significantly large proportion.
Constitute – составлять.
Volunteers constituted more than 95% of the work force.
Amount to – составлять.
The annual income amounted to over 100,000USD.
Их лучше чередовать и не использовать больше одного раза а тексте, чтобы избежать снижение бала по критерию Lexical range. Далее, студент заменил слово teacher на синонимы pedagogues и educators. При этом, слово pedagogues устаревшее и несет дополнительный оттенок значения “strict or pedantic teacher”, следовательно, его в данном контексте употреблять не стоит. Не всегда синоним будет удачным. В данном случае русское слово педагог вполне нейтрально, но английское имеет коннотацию, то есть дополнительный оттенок значения. Иногда приходится обходится одним или двумя словами для обозначения основных данных, и это лучше, чем использовать устаревшие или сленговые слова.
Выражение educational setting в данном описании удачно заменяется на institution и facility. При описании Bar chart мы все время сравниваем данные, поэтому лучше запомнить такое слово как outnumber – “Females outnumbered males”.
Percentage, если данные выражены в процентах, можно заменять на proportion и ratio (соотношение).
Чтобы сказать “Во столько-то раз больше” используем конструкцию “……. times as many …….. as ………..” (there were nine times as many female teachers as male teachers).
По критерию Lexical Resource студент может получить Band 8, так как использовал разнообразную лексику, употреблял слова в соответсвии с их значением, и единственный случай неудачного употребления устаревшего слова pedagogue не отразился на понимания всего текста в целом. (A wide resource is fluently and flexibly used to convey precise meanings within the scope of the task. There is skilful use of uncommon and/or idiomatic items when appropriate, despite occasional inaccuracies in word choice and collocation. Occasional errors in spelling and/or word formation may occur but have minimal impact on communication.)
По критерию Grammatical Range & Accuracy студент может потерять один балл, так как в одном предложении, описывая данные за 2010 год, он использовал настоящее время вместо прошедшего: Private training institutes and universities are the only types of facilities where men educators prevail (55 and 70 percent respectively). К сожалению, это является очень распространенной ошибкой, и студенты действительно забывают придерживаться правильного времени при описании данных.